главная


МАРГАРИТА

  Большое значение в идейно-эстетических исканиях Волошина имело сближение с Маргаритой Васильевной Сабашниковой. Они познакомились весной 1903 года в Москве, у коллекционера С. И. Щукина. Потом встречались в доме Бальмонтов, где увлеченно беседовали о поэзии, живописи, театре, и в Париже, куда она поехала учиться живописи.

Я ждал страданья столько лет
Всей цельностью несознанного счастья.
И боль пришла, как тихий синий свет,
И обвилась вкруг сердца, как запястье...

  Сабашникова, по словам современников, была существом мятежным, себя еще не нашедшим. Занималась естествознанием, но затем отказалась от этого. Стала бросаться от учения к учению в поисках того, что привело бы ее к постижению «запредельного». Отсюда ее увлеченность символизмом, «Я не запомню другой современницы своей,— вспоминала Е. Герцык,— в которой бы так полно выразилась и утонченность старой расы, и отрыв от всякого быта, и томление по необычайно прекрасному».

  Находясь под влиянием Маргариты, Волошин многое начинает воспринимать через призму ее мироощущения. В своем дневнике от 1905 года он отметит: «Все, что я написал за последние два года,—все было обращением к Маргарите Васильевне и часто ее словами».

  В январе 1905 года в Петербурге Волошин прочитал только что опубликованную сказку Ф. Сологуба «Благоуханное имя». В ней говорилось о любви принца Максимилиана и царевны Маргариты. Соединение этих имен произвело на него, как писал он А. М. Петровой, «страшное впечатление». Столь поразительное совпадение поколебало, по свидетельству современников, в какой-то мере взаимные сомнения Волошина и Сабашниковой.

  В марте 1906 года состоялся их брак. Через год, обращаясь к Маргарите, он напишет:
Как Млечный Путь любовь твоя
Во мне мерцает влагой звездной,
В зеркальных снах над водной бездной
Алмазность пытки затая.
Ты — слезный свет во тьме железной.
Ты — горький звездный сок.
А я — Я — помутневшие края
Зари слепой и бесполезной.